Опрос месяца  
Как Вы узнали о нашей автошколе?
Подсказали друзья/родственники
Наружная реклама
Реклама по радио
Реклама в печатных изданиях
Интернет



Всего голосов: 1227
Результат опроса



  

  

НАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ВОЖДЕНИЮ В АВТОШКОЛЕ "НОВИЧОК"

1. Краткое представление об автомобиле, на котором вы собираетесь поехать

 СЦЕПЛЕНИЕ  обеспечивает передачу крутящего момента посредством силы трения от двигателя на ведущие колеса, служит для кратковременного разъединения двигателя от ведущих колес и плавного их соединения.

КПП (коробка переключения передач) служит для преобразования крутящего момента по величине (I,II,III, IV передачи), изменения направления движения (передача заднего хода) и длительного разъединения двигателя от ведущих колес (нейтральная передача).

КАРДАННАЯ ПЕРЕДАЧА служит для передачи крутящего момента под изменяющимся углом.

ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА служит для передачи крутящего мо­мента под прямым углом и его увеличения.

ДИФФЕРЕНЦИАЛ служит для возможности вращения ве­дущих колес с разными угловыми скоростями (на поворотах).

2. Подготовка рабочего места водителя перед вождением

Любой автомобиль в обязательном порядке оборудован регулиро­вочным устройством сиденья водителя (продольное перемещение. сиденья и наклон спинки) и зеркалами заднего вида (салонным и боковым).
 Итак, садимся в автомобиль и регулируем сиденье водителя "под себя". При регулировке надо исходить из следующего: ноги должны свободно доставать до педалей, причем изгиб ног в коленях должен быть небольшим при любом положении педалей
Это легко почувствовать левой ногой, управляющей педалью сцепления. Для этого надо положить ступню ноги на педаль, не нажимая на нее. Если у вас миниатюрная нога и пятка не достает до пола, не страшно ­ нога будет работать на весу. В этом положении нога не должна испы­тывать неудобства. Затем педаль сцепления выжимается полностью (до упора),при этом нога не должна тянуться. Незначительный изгиб в колене сохраняется. Этого мы добиваемся продольным перемещением сиденья.
 Наклон спинки сиденья регулируем таким образом, чтобы руки на рулевом колесе лежали удобно. . Руки также должны быть слегка согну­ты в локтях

Следующее, на что надо обратить внимание,- это обзор сзади.
 Зеркала заднего вида регулируются так, чтобы в салонном зеркале максимально просматривалось заднее стекло автомобиля, а в боковом - борт автомобиля по касательной.
 3. Знакомство с органами управления автомобиля
 Основные органы управления:
 - руль
 - педаль сцепления
 - педаль тормоза
 - педаль акселератора
 - рычаг управления КПП (переключения передач)
 - рычаг стояночного тормоза ("ручник").

К органам управления также относятся:
 - указатель поворотов
 - включатель габаритных огней
 - переключатель света фар
 - включатель стеклоочистителей
 - включатель зажигания (замок).
 Теперь познакомимся с каждым органом управления в отдельнос­ти.
 РУЛЬ. Мы уже знаем, как правильно держать рулевое колесо. В указанном на рис. 9 положении руки имеют наибольшую свободу управления, готовы к любому быстрому маневру и не устают, так как своим весом лежат на рулевом колесе. Руль надо держать двумя руками, избегать управления одной рукой. Отрывать руку от руля следует только при необходимости, например, при перехвате руля на повороте, при переключении передач, при включении стеклоочистителей на ходу и т. д. Пижонство в управлении одной рукой может привести к неприятности: при наезде колесом автомобиля на препятствие или при проколе колеса руль одной рукой можно не удержать.
 ПЕДАЛЬ СЦЕПЛЕНИЯ. Управляется левой ногой. При от­пускании педали диски в сцеплении замкнуты, при работающем двигателе и включенной передаче через сцепление передается крутящий момент от двигателя на ведущие колеса. При выжатой педали диски разомкнуты и связи двигателя с ведущими колесами нет. В этот момент мы можем беспрепятственно включить нужную передачу.
 Работает педаль сцепления следующим образом. Выжим педали производится полностью (до упора) и достаточно быстро. Отпускание педали сцепления производится плавно, как бы в два этапа (рис. 11).
 Первый этап - при отпускании педали от положения I в положение " выбираются зазоры между дисками в сцеплении. Это движение производится достаточно быстро. Расстояние а составляет примерно 1/3-1/2 от полного хода педали и зависит от правильности регулировки сцепления.
 Второй этап - при отпускании педали от положения "в положение III диски сцепления прижимаются друг к другу. Происходит передача крутящего момента. Это движение делается плавно с небольшой задержкой.

ПЕДАЛЬ ТОРМОЗА. Уп­равляется правой ногой. В отличие от педали сцепле­ния педаль тормоза не мо­жет быть выжата до упора в пол. Упор педали мы почувствуем в промежуточном по­ложении, когда тормозные колодки упрутся в тормозные барабаны или диски. Усилием нажатия на тормозную педаль определяется эффективность торможения.
 Чем меньше скорость движения автомобиля, тем меньшее усилие необходимо прикладывать к тормозной
 педали. В противном случае будет неприятный "кивок" автомобиля.
 ПЕДАЛЬ АКСЕЛЕРАТОРА. Управляется так же, как и педаль тормоза - правой ногой. Правая нога вполне справляется с двумя пе­далями. Нам нужно или движение (акселератор), или замедление (тормоз). Педаль акселератора работает в очень небольшом диапазоне. Режим работы плавный. Работающий двигатель при нажатии на педаль отреагирует увеличением оборотов.
 РАЧАГ УПРАВЛЕНИЯ КПП. Управляется правой рукой. Рычаг устанавливается водителем в положение, соответствующее конкретной передаче. В нейтральном положении (передача не включена) рычаг имеет достаточно ощутимую свободу перемещения в поперечном направлении. При поперечном перемещении рычага мы выбираем, какую из передач включать. Включение передачи производится продольным перемещением рычага вперед или назад.

Для вашего же автомобиля схема переключения передач указана в инструкции по эксплуатации автомобиля.
 Переключение передач при работающем двигателе производится обязательно при выжатой педали сцепления. В противном случае возможна поломка трансмиссионных узлов автомобиля, в первую очередь самой КПП. Переключение следует производить четко и спо­койно, без резких и сильных движений, иначе синхронизаторы в КПП будут нагружаться и быстро изнашиваться.
 РЫЧАГ СТОЯНОЧНОГО ТОРМОЗА. Управляется правой рукой.
 При движении автомобиля рычаг должен быть полностью опущен вниз, что соответствует расторможенному состоянию задних колес. Стояночный тормоз снабжен храповым устройством, удерживающим рычаг в заторможенном положении (затянутом вверх). При затягива­нии рычага прослушиваются характерные щелчки срабатывания хра­пового устройства (их должно быть 3-4). Для отпускания (расторможения) рычага предусмотрена кнопка на его переднем конце. Чтобы кнопка легче поддалась нажатию, рычаг следует потянуть вверх, после чего нажать кнопку и опустить рычаг вниз.

4. Отработка элементов управления с неработающим двигателем

Ознакомившись с органами управления автомобиля, приступим к упражнениям по отработке элементов управления.
 Итак,
 - сидим удобно и свободно
 - обзор из автомобиля хороший и спереди, и сзади
 - руки удобно и правильно лежат на рулевом колесе
 - ноги свободно достают до педалей.
Тренируем левую ногу. Выжимаем педаль сцепления быстро и до упора в пол. Достаточно быстро отпускаем ее на 1/3 хода и затем плавно и медленно до полного освобождения.
 Сделаем это упражнение несколько раз: пусть нога привыкнет к упругости педали.
 Тренируем правую ногу. Пока двигатель не работает, нажимать на педаль акселератора мы не будем. Правая нога находится над педалью акселератора, слегка ее касаясь. Переносим ногу на педаль тормоза и нажимаем на нее. Для координации правой ноги это упражнение проделаем несколько раз с различным усилием нажатия на тормозную педаль.

Тренируемся включать передачи. Выжимаем педаль сцепле­ния. Правая нога при этом должна быть над педалью акселератора, не нажимая на нее. Спокойно и четко переводим рычаг в положение I передачи. Далее при выжатой педали сцепления проделаем пере­ключения передач последовательно по восходящей и в любом порядке.
 Помните: механизм любит четкость и плавность.
 Рекомендация. Для простоты включения второй передачи с первой не обязательно переводить рычаг в нейтральное положение. Достаточно, слегка прижимая к себе (влево по ходу), пе­ревести его до конца назад.
 Выполняя указанные упражнения, Вы неизбежно смотрели на орга­ны управления автомобиля. Теперь проделайте то же самое, не глядя на органы управления, привыкните к ним. Это поможет вам впос­ледствии.

5. Запуск двигателя.
 Убедившись, что автомобиль на стояночном тормозе, выжимаем пе­даль сцепления и устанавливаем рычаг переключения передач в нейтральное положение (или убеждаемся, что он находится в таком положении). Дело в том, что включенная передача при неработающем двигателе иногда используется для удержания автомобиля на месте (вместо "ручника"). В этом случае, если мы, не выключив передачу и не выжав сцепление, попробуем запустить двигатель, произойдет следующее: при включении стартера, а именно им мы запускаем двигатель, автомобиль сделает рывок вперед. Это чревато неприятностями. Убедившись, что рычаг КПП стоит в нейтральном положении, поворачиваем ключ зажигания по часовой стрелке до срабатывания стартера. Как только двигатель запустится, ключ зажигания надо сразу отпустить.

Рекомендация. Если вы не уверены, что передача нейтраль­ная, выжмите сцепление и в таком положении запустите двигатель. Когда двигатель будет запущен, не бросайте педаль сцеп­ления, а медленно попробуйте ее отпустить. В случае, если ав­томобиль дернется, немедленно выжмите педаль сцепления и выключите передачу. А для того чтобы избежать любых случайностей, перед запуском двигателя проверьте, затянут ли "ручник". Эта мера предосторожности исключит перемещение автомобиля в том случае, если передача оказалась включенной. Двигатель тогда просто заглохнет.
 Следует знать, что для надежного пуска холодного двигателя требуется обогащенная горючая смесь. В случае инжекторного двигателя или карбюраторного с автоматическим управлением воздушной заслонкой состав смеси при запуске регулируется автоматически. В автомобиле с обычным карбюратором для запуска холодного двигателя предусмотрен ручной привод воздушной заслонки, которую для обеспечения обогащенного состава смеси в момент пуска необходи­мо прикрыть. Это достигается выдвижением ручки управления. Вытянув ручку управления воздушной заслонкой, запускаем холодный двигатель, как было рассмотрено выше. После нескольких секунд работы обороты двигателя по мере его разогрева начнут возрастать. При этом полезно производить коррекцию оборотов (на слух) положением ручки управления, т. е., слегка утапливая ручку, добиваться устойчивых, но небольших оборотов (примерно 1500 об/мин).
 При запуске прогретого двигателя воздушная заслонка должна быть полностью открыта (ручка утоплена) во избежание переобогащения смеси и "забрасывания" свечей зажигания.

6. Трогание автомобиля с места, движение по прямой, торможение и остановка
 До этого момента мы занимались самообучением в своем автомобиле на месте его стоянки. Трогание автомобиля с места требует соблюдения определенных условий безопасности. Для приобретения первоначальных навыков управления автомобилем надо выбрать любую площадку, свободную от людей, машин и пр. Если эта площадка имеет размер хотя бы ЗОхЗО м, этого для начала будет вполне доста­точно. Разумеется, перегон автомобиля на данную площадку должен быть осуществлен водителем.
 Перед тем как пытаться трогать автомобиль с места, надо четко себе представлять, как его остановить. Для остановки автомобиля делается следующее: левая нога быстрым движением выжимает пе­даль сцепления, правая нога воздействует на тормозную педаль (сте­пень нажатия определяется необходимостью). Выжатое сцепление при этом исключает дальнейшее принудительное перемещение автомобиля двигателем. Тормозная педаль, естественно, прекратит движение автомобиля.
 Психологически очень важно убедить себя в том, что вы знаете, как отреагировать на вышедший из-под контроля процесс. Если что-либо непонятно, что-то не так - педаль сцепления "в пол",тормозная педаль нажата. После этого надо выключить передачу.
 Итак, ваш автомобиль стоит на площадке. Причем таким образом, что перед ним много свободного места. Убедившись, что автомобиль стоит на нейтральной передаче с затянутым "ручником", запускаем двигатель.
 Упражнение 1. Отработка момента срабатывания сцепления Правая нога находится над акселератором. Выжимаете педаль сцепления, включаете I передачу. Держа сцепление выжатым, снимаете автомобиль с "ручника". Автомобиль подготовлен к упражнению.
 Чтобы не пропустить момент срабатывания сцепления, педаль сцепления начинаете отпускать очень медленно, наблюдая за поведением автомобиля. Момент срабатывания сцепления вы почувствуете по оборотам двигателя. При срабатывании сцепления двигатель будет нагружаться, обороты его будут падать (снижаться).
 Левая нога должна запомнить это положение срабатывания.
 Как только вы почувствуете, что двигатель отреагировал снижением оборотов, далее отпускать педаль сцепления не нужно (в данном упражнении). После некоторой задержки снова выжмите педаль "в пол" и выключите передачу.
 Если двигатель снизил обороты, но не заглох, цель упражнения достигнута. Если же двигатель заглох, то перед его повторным запуском не забудьте выключить передачу.
 Проделайте это упражнение несколько раз.

Упражнение 2. Трогание автомобиля с места
 Чтобы стронуть автомобиль с места, двигателю нужна определенная мощность, которая зависит от его оборотов.
 На оборотах холостого хода, на которых работает двигатель без нагрузки при отпущенной педали акселератора, мощность его минимальна. В момент трогания автомобиля двигатель нагружается, пре­одолевая сопротивление качению автомобиля, и чтобы он не остановился, надо добавить ему обороты, слегка нажав на педаль акселератора.
 Попробуем для начала просто прибавить обороты, т. е. поработать только правой ногой. Нажимать на педаль акселератора надо очень осторожно. Двигатель без нагрузки будет чутко реагировать. Обороты контролируем на слух.
 Теперь приступаем к выполнению упражнения. Подготовительные
 операции те же, что и в упражнении 1:

- выжимаем педаль сцепления;
 - включаем I передачу;
 - отпуская педаль сцепления, находим положение срабатывания (обороты двигателя несколько упали).
 Затем, добавив обороты педалью акселератора, педаль сцепления отпускаем буквально на 1-2 мм, держа левую ногу в напряжении. При этом автомобиль начнет двигаться вперед. В момент начала движения автомобиля педаль акселератора слегка освобождаем (при устойчивом движении мощность двигателю уже не нужна),а сцепление полностью отпускаем.
 Прокатив автомобиль по прямой несколько метров, выжимаем сцепление и правой ногой притормаживаем. После остановки автомобиля сразу выключаем передачу.
 Если при торможении автомобиль "кивнул", значит тормозная пе­даль была нажата слишком сильно.
 Не торопитесь повторить попытку, спокойно проанализируйте свои действия.


Дата публикации: 06.04.2012
Страница прочитана: 3476 раз

Вернуться назад



  

















Яндекс.Метрика
Автошкола "Новичок" в Самаре. 2012 - 2017. Все права защищены.Создание и продвижение сайтов в Самаре АртВэб63